Русский язык.
Школьный курс

 перейти к началу

§15. Глагол

Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами.

¶Глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают?

¶Глаголы изменяются по числам.

Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы что делает? что сделает?

Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы что делают? что сделают?

§16. Звонкие и глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки составляют пары:

Звонкие[б][в][г][д][ж][з]
Глухие[п][ф][к][т][ш][с]

Есть непарные звонкие: [р], [л], [м], [н], [й].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

§17. Парные согласные звуки в конце слова.

¶В конце слова парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звук в конце слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: год - годы, мороз - морозы, шарф - шарфы, лес - леса.

§18.Имя прилагательное.

¶Белый пушистый; широкая глубокая; круглое сладкое; высокие крутые — это признаки предметов. Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

¶Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Они образуют словосочетания. Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное, к которому оно относится.

 ед.ч. ж.р.ед.ч. ж.р.
Наступила ранняя весна.

¶Храбрые, смелые, мужественные, бесстрашные, отважные — слова, которые близки по смыслу. Они могут заменять друг друга. Это синонимы.

§19. Изменение имён прилагательных по родам.

Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного: конь (какой?) → молодой, лошадь (какая?) → молодая. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания.

Мужской родЖенский родСредний род
Какой?Какая?Какое?
-ый -ий -ой-ая -яя-ое -ее

Окончания выделяются прямоугольником.

§20. Изменение имён прилагательных по числам.

Имена прилагательные изменяются по числам. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются, отвечают на вопрос какие? И имеют окончание -ые или -ие.

¶Число имени прилагательного нужно определять по числу существительного, к которому оно относится.

§21. Корень слова. Однокоренные слова

Гриб, грибок, грибной — это родственные слова. Они сходны по смыслу и имеют общую часть — гриб. Грибная пора (время роста грибов) гриб, грибок (небольшой гриб) грибник (любитель собирать грибы). Общая часть родственных слов называется корнем: Вода, водный, наводнение, подводная. Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными: Ход, ходить, выход, переход, проход.

¶Согласные звуки в корне могут чередоваться: Снегснежок.

¶Однокоренные слова имеют два признака:

  1. Они сходны, близки по смыслу.
  2. У них есть общая часть. 

¶Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

§22. Предлоги.

Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.

¶Предлог надо отличать от приставки. Приставка — часть слова перед конем, она пишется слитно. Зашёл за товарищем, пошёл по дороге.

§23. Изменение имён существительных по вопросам

 ¶Существительные в предложениях связаны по смыслу с другими словами, поэтому они изменяются.

¶В предложении существительное может отвечать на различные вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? или что? чего? чему? чем? о чём? При этом оно имеет разные окончания: волна, волны, волне, волну, волной, о волне.

§24. Настоящее время глагола

Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее (н.в.), прошедшее (п.в.), и будущее (б.в.).

¶Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время, когда о нём говорят: читает (что делает?)

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершилось ранее: читал(что делал?), прочитал (что сделал?)

Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершатся после того, как о нём говорили: будет читать (что будет делать?), прочитает (что сделает?).

§25. Безударные гласные в корне слова

¶Обозначение безударных гласных может расходится с их произношением. Безударные гласные нужно проверять. Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением: сосна — сосны, стена — стенка.

Во многих корнях правописание гласных нельзя проверить ударением, например: вагон, вокзал, собака, город, улица. Правописание таких слов надо запомнить.

§26. Будущее время глагола

Глаголы будущего (сложного) времени отвечают на вопросы что будет делать? Что будем делать? И другие: будет писать, будем писать.

§27. Речь

¶Разговор, рассказ, вопрос и ответ — это наша речь. С помощью речи люди сообщают что-то или спрашивают о чём-нибудь друг друга. Речь состоит из предложений.

¶Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.

¶В научно-деловом описании сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.

¶Художественная речь (рассказы, сказки, стихотворения) — это речь образная (изобразительная). В художественной речи предаются чувства, настроение человека.

¶Золотой (луч), золотые (нивы) — это эпитеты. Эпитеты — это красочное определение предмета, которое используется для его большей изобразительности.

¶Образные сравнения, эпитеты используются в художественной речи.

¶Речь моет быть повествованием (о событиях, действиях).

¶Речь может быть описанием предмета, определённого места действия. В описании используются различные изобразительные средства языка: сравнения, переносное значение слов. Описание может быть научно-деловым.

Описание и повествование — это типы текста.

Конструктор сайтов - uCoz